Конец эпохи изоляции Японии и период Бакумацу

#История — Опубликовано 4 месяца назад

Япония на начало 19 века представляла собой средневековую страну в которой правило военное сословие "самураев" и военная администрация — "сёгунат". "Сёгунат Токугава" правил страной уже два столетия и изолировал себя от всего мира ("Сакоку"), за исключением порта Нагасаки, и вел торговлю только с Китаем и Голландией.

Пытаясь отделиться от внутренних и внешних смут, которые несут с собой "гайдзины" (иностранцы), "сёгунат" (феодалы) выбрали тактику черепахи, скрывшись в панцире, и тем самым подписали себе смертный приговор, когда прогресс европейцев достиг немыслимых высот и постучался в дверь.

Токугава Иэясу — основатель сёгуната и одна из ярких личностей эпохи "Сэнгоку Дзидай". 

В Японии, в эпоху изоляционизма — "Сакоку" ("страна на цепи"), ни один японец не мог покинуть Японию и тем более строить корабли дальнего плавания. Также, к торговле из европейцев допускались только голландцы (как меньшие из зол и помогавшие подавить восстание католиков), да и то два раза в год.

Благодаря этой политике "сёгунат" ограничил влияние католических миссионеров и не допустил колонизации островов европейцами. С другой стороны, Япония в те года находилась на большом расстоянии от Европы и имела достаточно сил для противостояния колонизаторам. "Сакоку" было в большей степени продиктовано внутренними проблемами, которые бы несла торговля с европейцами и подрыв феодальных устоев в городах торговли. Этого "сёгунат" допустить не мог.

Гонения на христиан в Японии были ужасными. Можно посмотреть на эту тему фильм "Молчание" (2016 г.).

Как и говорилось ранее, ситуация кардинально изменилась вначале 19 века. Когда колониальные владения европейских стран установились во всем Мире, кроме двух азиатских империи — Китая и Японии, которые проводили схожие политики изоляции перед лицом прогрессивных европейцев. Но если маньчжурский Китай распахнул ворота после победы Великобритании над ней, после первой опиумной войны, то японцам повезло больше. В 1853 году американцы отправили в экспедицию корабли командора Мэтью Перри, которые прибыли 14 июля в гавань провинции Канагава.


Как японцы видели иностранные корабли — как черных демонов извергающих черный дым.

Перри был не первым американцем, который попытался открыть Японию для США и европейцев, но первым, кто сделал это продемонстрировав силу. Прошлые попытки американцев не удавались из-за ограниченных сил. У Перри же была целая эскадра кораблей и наземные войска, которые могли в любой момент открыть огонь по Эдо (нынешний Токио, столица сёгуната и современной Японии) и не оставить от сёгуната ни следа.

Так как сёгуны Токугава к тому времени настолько измельчали и болели, то и переговоры вели не они. Глава рода Абэ — Абэ Масахиро был тогда единственным человеком, который взял ответственность и принял "американский договор о мире и дружбе", тем самым кардинально изменив историю Японии. Правда, он об этом сильно пожалел, ибо в Японии началась вакханалия. Но одновременно, именно он был тем человеком, который привёл к власти последнего сёгуна из рода Мито, который из всех ветвей Токугава был "белой вороной". Об этом, правда, позднее.

泰平の — Тайхэй но    

眠りを覚ます — нэмури о самасу

上喜撰 — Дзё: кисэн

たった四杯で — татта сихай дэ

夜も眠れず — Ёру мо нэмурэдзу

Стихотворение в стиле "кёка" (каламбур или игра слов), которое любили в Эдо, очень хорошо показывает то, как повлияли корабли Пэрри на японцев и как забавно могут писать стихотворения японцы. "Дзёкисэн" это сорт дорого крепкого чая, но будучи записано другими иероглифами становится "蒸気船" (паровое судно). "杯"  — иероглиф не только обозначения чашек, но и для кораблей. "Тайхэй" это "Тихий океан".

Дословный перевод:Скрытое значение:

Пробужден ото сна

мирного тихого мира

чаем дзёкисэн

всего четыре его чашки

не уснуть даже ночью.

Тихого океана

нарушили безмятежный сон

Пароходы;

всего четыре корабля достаточно

чтобы мы не спали ночью.

То есть, японцы спали глубоким сном во времена изоляции и тут приплывают невиданные доселе "черные корабли" иностранцев (демонов в понимании простых японцев). Для людей, которые жили два столетия в вере, что в Мире существуют только японцы и никого больше, иностранное вмешательство было сродни нашествию инопланетян (привет, Gintama). 

Аналогичные договоры были подписаны и с другими странами, с Россией, Францией и Великобританией. Конечно же, они были неравноправными, что заставило антисёгунатские силы с еще большим рвением бороться с правительством. Лозунгом же, который объединил эти силы, стало "Да здравствует Император, долой варваров!".

"Сонно Дзёи" (Да здравствует Император, долой варваров!).

Удивляет то, что лозунг, который объединил все антисёгунские силы был сформирован исторической школой "Митогаку", которая в свою очередь была основа кланом Мито, одним из трех боковых ветвей династии Токугава. Правда, надо сделать оговорку, что из трех боковых ветвей этого дома ("госанкэ"), семейство Мито являлось самым слабым и не имели никаких шансов занять место сёгуна в отличии от двух других боковых семейств "Кии Токугава" или "Овари Токугава". 

Основав школу "Митогаку", в которой собирались оппозиционные "бакуфу" (правительству сёгуна) ученые и где писался эпический труд — "Дай Нихон си" (История Великой Японии), клан Мито стал оппозицией для своего рода. Будучи почитателями власти императора, ненавистниками иностранцев, ярыми националистами, они получили уважение народа. Они даже носили формальный титул "дайри-сёгун" (заместитель сёгуна), из-за того, что им не приходилось исполнять повинность "санкинкотай" (быть заложниками) и они находились всегда при сёгуне. 

Так как императорский двор не желал подписывать неравноправные договора с иностранцами. Всех собак спустили на Ии Наосукэ, который возглавлял правительство и без разрешения императора подписал "Ансэйские договоры". Так как его поддерживало фудай-дайме, Ии Наосукэ и предрешил, кто станет предпоследним и роковым сёгуном Токугава — Токугава Иэмоти (а не представитель Мито — Токугава Ёсинобу). Одновременно, Ии Наосукэ будет организатором репрессии против сторонников "Сонно Дзёи" (клан Мито в том числе), за что поплатиться при "инциденте у ворот Сакурада" (1860). Ии Наосукэ также будет убийцей Ёсида Сёина. Ах, какая же ирония.


Возле этих ворот, самураи рода Мито убили главу правительства бакуфу — Ии Наосукэ в 1860 году.

Этот инцидент у ворот Сакурады, был одним из самых громких актов, которые совершили "Исин Сиси" (維新志士). "Исин Сиси" это обозначение для людей, которые ставили свои идеи выше жизни. В этот судьбоносный период, "Исин Сиси", которые отстаивали идеи "сёгуната" или "императорского правления" были на двух сторонах. Если мы возьмем сторону антисёгуната, то это будет великий Ёсида Сёин, который воспитал плеяду громких реформаторов эпохи Мейдзи. А если сторону сёгуната, то на ум приходят Кондо Исами, Нагакура Симпати ("Синсэнгуми"). 

"Исин Сиси" действовали по разному. Кто-то практиковал убийства (Каваками Гэнсай), кто-то находил себя в преподавании (Ёсида Сёин), но каждый из этих людей активно принимал участие в этом конфликте. "Исин Сиси" на стороне императора являлись многие самураи из провинции Тёсю, Сацумы, Тоса, которые стали центром вооруженной оппозиции сёгунату. Причем, их вооруженное выступление являлось лишь следствием того, что когда-то они были единственными княжествами, кто пытался дать отпор "востоку" в лице Токугава при сражении у Сэкигахара двести лет назад. После поражения в этом сражении, они утратили свое могущество, но ненависть к Токугава лишь усилилась.

Когда у сёгуната возник кризис, именно самураи Тёсю (Мори) и Сацумы (Симидзу) стали движущей силой оппозиции. Именно они устроили инцидент возле ворот Хамагури в 1864 году. Когда войны Тёсю-хана пытались вызволить императора и использовать его в антисёгунском движении. Им это не удалось, но инцидент был значимым ударом по слабеющему сёгунату. Если бы они вызволили императора, то тем самым бы обеспечили движению "Сонно Дзёи" легитимность в лице народа. Ведь воля и приказы императора являлись священным словом для японцев того времени.

Так как им это не удалось, сёгунат направил первую карательную экспедицию на Тёсю-хан. В нем принимали участие 150 000 самураев из 36 ханов. Войска Тёсю-хана были малочисленными и многие самураи были убиты еще при воротах Хамагури. Мори Тикатика (дайме хана) капитулировал и прибыл в ставку сёгуна вместе с сыном, где попросил извинении. Это было большим позором для них, но сёгунат был доволен. Капитулянтам пришлось уничтожить свой замок Ямагути и выдать всех реакционеров сёгунату. К власти в хане пришли умеренные силы, готовые подчиниться сёгунату и не оказывать сопротивления.

Ёсида Сёин — один из гениальнейших людей своего времени, который стал божеством в синто.

За этот промежуток было множество инцидентов, которые совершили самураи из мятежных княжеств Тёсю и Сацума. Это не только убийства политиков, но и убийства иностранцев, поджоги посольств, полноценные сражения с иностранными войсками. Данные княжества считали, что выполняют волю императора, поэтому, успели повоевать с иностранцами и заключить с ними свой унизительный мир. После сражении с иностранцами, и поняв их силу, данные княжества стали более уважительные относится к "гайдзинам" и начали активнее реформировать войска.

Их вооруженное сопротивление сёгунату на этом не закончилось. Заключив союз между собой, благодаря усилиям ученика Ёсида Сёина — Такасуги Синсаку, Тёсю и Сацума, обязались помогать друг-другу при агрессии. Хоть Сацума и участвовала в первом карательном походе против Тёсю, мудрые самураи Сацумы вовремя поняли куда дует ветер.

Захвативший власть в Тёсю-хане — Такасуги Синсаку (еще один "Исин Сиси" и ученик Ёсида Сёин), был создателем нового типа войск — "кихэйтай", куда набирались люди разных сословии, будь это торговцы или крестьяне. Будучи учеником Ёсида Сёина, который учил тому, что способности людей не зависят от происхождения, он тем самым вдохновил своих учеников на перемены (более подробно вы можете узнать о Такасуги Синсакув документальном фильме ниже).

Такасуги Синсаку — стал для Японии "Одой Нобунагой" нового времени. Тем самым смельчаком и гением, который творил чудеса ради объединения страны. Собрав вокруг себя людей различного происхождения, он смог не только разгромить умеренное правительство самураев внутри хана, пришедшее к власти после капитуляции Тёсю, но и с войском в 3000 человек, противостоять 150 000 самураям сёгуна, который организовал вторую карательную экспедицию.

Потерпев поражение, юный сёгун Токугава Иэмоти умер. А вместо него к власти пришел впервые в истории представитель рода Мито — Токугава Ёсинобу, который благодаря прозорливости своего отца и Абэ Масахиро, смог стать главой не Мито клана (потому что Мито не могли стать сёгунами), а более знатного "Хитоцубаси". Но не стоит думать, что история на этом заканчивается. 

Она только начинается. И в последующим главах постараюсь более подробно рассказать об этом интересном периоде истории Японии. А пока, наслаждайтесь историей Такасуги Синсаку. Дозо.


Чтобы видеть и оставлять комменты зайдите через:
Вконтакте Facebook Twitter Google+