Музыка

"Черным-Черно" Хаски и разбор лирики

Приятно, когда появляются хорошие образованные исполнители, которые могут что-то рассказать и чем-то поделиться со слушателем. Особенно приятно, когда находишь таких исполнителей в СНГ или в России. Мое отношение к русской музыке отражено здесь.

"Хаски" (Дмитрий Кузнецов) это необычное и уникальное явление в русской музыке. В нем перемешалось многое из нашего поколения: начитанность, провинциальность и желание поделиться наболевшим. Он привносит литературу в современное звучание и это заслуживает уважения.

В композиции ниже много перекликается с творчеством Есенина, которого, думаю, Дмитрий уважает (слышал декламацию стихов Есенина в ранних композициях для баттлов). Раньше его творчество мало кто замечал, но в современное "безрыбье в русской музыке", Дмитрий как никогда отлично заходит со своим "черным" творчеством.

"Хаски" — Есенин (поэт) наших дней, со сложными актуальными метафорами, положенный на бит, который приехал когда-то из провинции (Улан-Удэ) в Москву и пишет своего "Черного человека" уже сейчас:

Когда ты меня раскусишь, жжёный мой сахарок;
Выставишь с детьми нерождёнными за порог -
Я умою дымом глаза, слепые, как волдыри.
Везите меня вприпрыжку, трамваи-поводыри!

Герой обращается к возлюбленной, которая обожглась на нем, как "жженый сахарок" и после опыта знакомства с ним, поняв бесперспективность отношении выставила его за порог со всеми его надеждами на семейные отношения ("нерожденные дети").

"Умою дымом глаза" — быть обманутым, потому что "пускать дым в глаза" — обманывать.

"Везите меня вприпрыжку" — ухабины на дорогах или же старые советские трамваи, которые прыгают, когда едут.

"Трамваи-поводыри" — новый образ в русском языке для привычного всем общественного транспорта. 

Чтобы в какой-то кухне, да в пьяне, да в кутерьме,
Но наплакать на ухо шлюхе, жеманной, как кутюрье.
Но на том, как тебя люблю и как жить без тебя очкую;
Хмельную взглотну слюну и *бало в стол забычкую.

Герой оказывается на кухне пьяным и в суматохе. Причем первая строка поэтична, "да в пьяне, да в кутерьме" (мало кто так пишет, не говоря, что мало кто понимает значение последнего слова).

Остальное и так понятно, герой понимает, что привязан к возлюбленной и страшится жизни без нее, рассказывая это жеманной даме с "низкой социальной ответственностью". А потом и вовсе вырубается пьяным.

Мне приснятся мои похороны... ты в чёрном-чёрном-чёрном...

Припев:
Чёрный-чёрный голос, чёрный-чёрный бит
Ари, ари, ари - чёрный компас, чёрный гид.
Ари, ари, ари! Черным-черно, черным-черно;
Черным-черно, черным-черно;
Черным-черно, черным-черно;
Черным-черно...

Песня о любви и страданиях о возлюбленной, поэтому, герою снятся кошмары о смерти и похоронах, в которых присутствует возлюбленная. Пытаюсь предположить, что в кошмарном сне, у него в руках есть компас и есть гид, но все во сне "черным-черно", что не видно выхода (образ сна и черной безысходности жизни). Также слышу образ "ворона" в куплете, который в русской мифологии — "вестник смерти". То есть, лирический герой страшится смерти.

[Куплет 2]:
В час, когда меня не станет в мыслях ласковых твоих,
Я вздрогну в разбитом теле, ополаскивая рыхлое нутро.
Какой-то дрянью, фаршированный собой
По мостовой вожу ногами до смешного вразнобой!

Герой обращается к возлюбленной и к её мыслям, причем "ласковых" характеризует его теплые чувства к ней. В противовес к её ласке, когда она забудет его (через n-ое время) герой уничижительно описывает свою жизнь пропойцы, который с "разбитым телом", "ополаскивая рыхлое нутро" — выпивая, "какой-то дрянью" — неизвестным алкоголем, "фаршированный собой" — весь в себе или неизменный, "по мостовой вожу ногами до смешного вразнобой" — еле идет по мостовой в тяжелом опьянении. Такова жизнь героя-забулдыги без любви.

Из неба сыпется перхоть, перхоть крошками с плеч.
Я очернял свою юность самой пошлой из мечт.
Да в чёрных тачках, похожих на больших черепах
Перекрикивать мысли в чужих черепах.

Скорее всего речь идет о снеге — "из неба сыпется перхоть". А потом снег падает с плеч героя — "перхоть крошками с плеч". Этот снег отсылка к несбывшимся мечтам, которые падают на землю. Могу ошибаться, но герой с юности мечтал о славе и быть знаменитым — "я очернял свою юность самой пошлой из мечт".

"В черных тачках, похожих на больших черепах" — в крутых черных джипах, герой мечтал быть известным и богатым, а также играть в магнитолах людей ("Перекрикивать мысли в чужих черепах")



[Куплет 3]:
Между мной и разинутой в зеве беззубом пастью сортира
Тянется, тянется горькой резиною пьяной слюны нитка строптивая.
И кончается, истончается она кончится - сгину и я.
На руку оплывает стена парафиновая - эта нить - пуповина моя
В ней длины - половина меня.

Лирический герой продолжает свое самобичевание. Теперь между ним, а также сортиром "тянется горькой резиною пьяной слюны нитка строптивая" и "кончается, истончается она, кончится — сгину и я". В данной строке, герой сравнивает свою жизнь (себя) с ниткою слюны, которая тянется в сортир (смерть). "Кончится эта нить горькая, пьяная сгину и умру я", говорит герой,  "в ней длины — половина меня" (герой прошел уже половину пути в жизни). 

Опираясь о глянцевую белую грудь санфаянсовую,
Пуповиной кулак опоясываю и под русскую плясовую я выплясываю.
На кухню - там музыка, и накурено густо и вкусно
Там лежит моя чёрная книжка, я пишу туда чёрные сказки
Там живут мои чёрные люди и живут свои чёрные жизни

Но лирический герой не отчаивается. Он опирается на свои страхи умереть в неизвестности (учитывая его мечты быть знаменитым выше, а сортир это отсылка к смерти в неизвестности — "опираясь о глянцевую белую грудь санфаянсовую"), свою жизнь наматывает на кулак и берет себя в руки ("пуповиною кулак опоясываю") и под русские традиции (лирика, темы и мотивы русской классики) герой выплясывает не только в клипе, но и веселит нас в жизни (смотрим клип).

"Черная книжка" — лирика героя, "черные сказки" — истории из темной жизни героя. "мои черные люди" — горькие люди из жизни героя, "черные жизни" — их жизни. 

Книжки => Сказки => Люди => Жизни. 

Главной темой Хаски провозглашает жизнь русских людей, используя для этого русский язык и литературу + модные западные тенденции (биты, манеру исполнения). Если вы сравните раннего Хаски и нынешнего, вы поймете, что Дмитрий Кузнецов решил привнести литературу в современное звучание.

Учитывая, его знакомство с писателем Прилепиным, Хаски нашел таки своего лирического героя в музыке, который очень близок ему и который смог прославиться. Теперь, думаю, у Дмитрия начнется "интересная жизнь", о которой он мечтал и влияние на людей ("перекрикивать мысли", "стрелять в лица"). 

Поделиться

Арынов Сунгат

Программист без вредных привычек. #история, #география, #программирование.

Другие посты